Человек и война

в повести Бориса Васильева

"А зори здесь тихие"

Войны, которые развязывают, как правило, небольшие кучки политиков, всегда оказывают влияние на огромное количество людей. Порой случается так, что те, кто пережили войну, испытали голод и страх, боль и злобу, становятся лучше, чем были до этого, так как начинают понимать, каковы настоящие жизненные ценности, оказываются способными к состраданию, наконец, духовно сближаются друг с другом, осознавая, что вокруг находятся "свои". Вместе с тем, для любого человека война - тяжелейшее испытание: страдания и лишения могут ожесточить, сломить дух, навсегда сделать несчастным. Каждый изменяется по-своему, но не существует людей, которые (независимо от того, вышли они победителями или побежденными) остались бы такими, как прежде.

Время, в которое происходят события, описываемые в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…", - май 1942 года. Обе воюющие стороны, "на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке… бомбили канал, на севере шла… борьба за морские пути…" На фоне этого 171-й разъезд выглядит раем: "… здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной…"

По этой причине появление девушек-бойцов не выглядит чем-то особо необычным. Далее становится ясно, что женщина даже во время войны остается женщиной: "Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки". Да и сам Федот Евграфович не мог вести себя с ними как с подчиненными: "…старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи…"

Ненормальность того, что женщина - та, кто дарует жизнь, - воюет, начинает все яснее осознаваться читателем по ходу дальнейшего чтения. И хотя она может научиться "ненавидеть… тихо и беспощадно", но война - не женское дело. Одним из доказательств может служить Рита Осянина. Несмотря на то, что у нее были "вполне реальные цели для ненависти", когда "очередь из четырех стволов начисто разрезала черную фигуру", а "девчонки, крича от восторга, целовали ее", она "улыбалась наклеенной улыбкой", и "всю ночь ее трясло". Подобное случилось не только с Осяниной. Кирьянова, успокаивая подчиненную, призналась: "Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…" Еще один пример - убийство Комельковой фашистского десантника: "Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, и она, всхлипывая, все кого-то звала - маму, что ли… тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена".

Словам коменданта: "Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем", - не верят ни девушки, ни читатель. Верно, что война стремится уничтожить в людях их мужское или женское начало, но верно также и то, что сделать это невозможно. Зато пророчески звучат строки: "Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война это - как зайцу курево, а уж вам-то…"

Война, действительно, чрезвычайно тяжела даже для мужчин. Для женщин же она почти всегда означает гибель. Первой оказалась Лиза Бричкина, второй - Соня Гурвич, третьей - Галя Четвертак.

Общий враг и опасность сближают. По лесу теперь ходят не командующий и подчиненные, а почти родные люди: "Да какой я вам теперь старшина, сестренки! Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала". Душевная боль от этого только усиливается, когда в живых не остается ни одной девушки: "Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?"

В повести наглядно показано, что делает с людьми война. Она не только отнимает у человека самое дорогое, что есть - жизнь, но и навсегда калечит тех, кому посчастливилось уцелеть: "… рукопашная всегда ломает человека, переступая через естественный, как жизнь, закон "не убий"… привыкнуть надо, душой зачерстветь". Такая черствость - своеобразная защита от угрызений совести и душевных мук - самое страшное, что может случиться с человеком.



Hosted by uCoz