"Диалектика души" человека

в художественном изображении Л.Н. Толстого

(на примере Андрея Болконского)

Особенность таланта графа

Толстого заключается в том, что он

не ограничивается изображением

результатов психологического

процесса: его интересует самый

процесс… его формы, законы,

диалектика души, чтобы выразиться

определенным термином.

Н.Г. Чернышевский.

Диалектика души - это художественный метод: писателем воссоздается психологический процесс в мельчайших подробностях. Таким методом в совершенстве владел Л.Н.Толстой. В качестве доказательства можно привести описание им развития души одного из героев романа "Война и мир" - Андрея Болконского.

Впервые встретив его в салоне А.Шерер, мы видим гордого человека, презирающего свет: "Ему все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть и слушать их ему было очень скучно". Андрей увлечен идеей наполеонизма, мечтает о своем Тулоне. Во время его разговора с Пьером мы узнаем, что Болконский разочарован в браке: "Никогда не женись, мой друг... а то ты ошибешься жестоко и непоправимо... пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам..." Взгляды Андрея на окружающий его мир уже во многом сформировались, и на войну он уходит со словами: "...эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне".

Мечтая о подвиге, князь обособляет себя от мира простых людей. Ему кажется, что история творится в штабах армии, ее определяет деятельность высших сфер. Ради минуты славы Андрей готов отказаться, отречься даже от близких, и когда во время сражения под Аустерлицем падает раненый знаменосец, Болконский подхватывает знамя и бежит впереди всех к своей мечте. Но в этот момент "как бы со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову". Лежа на земле, Андрей видит небо: "Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец". И Наполеон, по достоинству оценивший героический порыв, вдруг поблек и съежился в глазах князя: " ... так мелочен казался ... герой его ... в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом..."

В душе Болконского происходит переворот, и в родной дом он возвращается неузнаваемо подобревшим и смягченным, осознавшим мелочность и суету прежних желаний. Андрей пытается жить простой жизнью, наполненной заботами о хозяйстве, о родных, о маленьком сыне, но это дается ему с трудом. Пьера поражает потухший взгляд друга, и, пытаясь изменить суждения Болконского о жизни, он делает первый толчок к духовному возрождению Андрея.

По пути в Отрадное князь видит оголенный, корявый дуб и отождествляет себя с ним, однако на обратной дороге едва узнает позеленевшее и помолодевшее дерево. Его душу заполняют воспоминания ("все лучшие минуты"), и с каждым из них Андрей обретает новое, более полное и глубокое ощущение и понимание жизни, которая помогла ему открыть в себе неведомое. Именно поэтому он хочет во что бы то ни стало открыться миру, приобщить свое существование к общему.

Болконский попадает в круг Сперанского, где планы, проекты и программы летят поверх сложной и запутанной жизни, но встреча с Наташей на первом ее балу освежает и очищает душу князя. Он влюблен и, казалось бы, близок к счастью. Однако Наташа создана не для Андрея, и князь создан не для нее: в их отношениях нет желаемой полноты, нет предельного взаимопонимания. Болконский не может простить невесте ошибку.

Следующий важный этап в развитии души Андрея - Бородинское сражение. До него князь чувствует ожесточение против врага, не желает брать пленных. Его отношение к происходящему выражается словами: "Война - не любезность, а самое гадкое дело в жизни".

Накануне боя Андрею открывается, что исход зависит не от высших начальников, а "от того чувства, которое есть... в каждом солдате".

Тяжело раненый, Андрей приходит к выводу, что истинные отношения между людьми - отношения дружбы и братской любви.

В умирающем князе жизнь и смерть борются друг с другом. Борьба эта выражается в двух формах любви: одна - земная любовь к Наташе, вызывающая ненависть к Анатолю. Другая - идеальная любовь ко всем людям. Познавший последнюю не может жить на земле. Его место - в раю.

Итак, мы рассмотрели диалектику души Андрея Болконского, описанную Толстым. Можно с уверенностью сказать, что замысел автора (как можно более точно описать процессы, происходящие в душе человека) удался, и вряд ли кто-то смог бы осуществить его лучше, чем великий русский философ.



Hosted by uCoz