В чем проявляются патриотизм

и гуманизм в вольнолюбивой

лирике Пушкина?

Увижу ль, о друзья, народ          

неугнетенный

И рабство, падшее по манию          

царя

И над отечеством свободы          

просвещенной

Взойдет ли, наконец,          

прекрасная заря?

А.С. Пушкин.

Стихотворения, в которых Пушкин высказывал свое недовольство существующим в то время политическим строем и многими присущими этому строю недостатками (особенно поэту не нравилось крепостное право), он начал писать во время своего проживания в Петербурге. Наверное, до этого Пушкина не особенно волновали государственные дела и устройство общества в России начала XIX века. И лишь в восемнадцать-девятнадцать лет он стал интересоваться этими вопросами, серьезно размышлять над такими проблемами и открыто выражать свои мысли в стихах.

Одной из самых пылких песен в честь свободы является послание "К Чаадаеву", написанное в 1818 году. Чаадаев был другом поэта, несмотря на то, что на многие вещи их взгляды расходились. Пушкин, которого привлекали глубина натуры и недюжинный ум этого человека, писал о нем:

Он высшей волею Небес

Рожден в оковах службы царской;

Он в Риме был бы Брут, а Афинах - Перилекс,

А здесь он - офицер гусарской.

Само стихотворение пронизано духом патриотизма. Пушкин призывает Чаадаева (а вместе с ним и других людей, которых волнует судьба России) посвятить отчизне "души прекрасные порывы", верить в восход звезды "пленительного счастья" и в то, что рано или поздно "Россия вспрянет ото сна".

В стихотворении "Деревня", написанном в 1819 году, поэт сначала повествует о красоте "пустынного уголка", который является для него "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья". Он объясняется в любви к деревне, поначалу замечая лишь "везде следы довольства и труда".

Но внезапно "мысль ужасная здесь душу омрачает": у Пушкина словно раскрываются глаза на все, что творится вокруг:

Не видя слез, не внемля стонам,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Стихотворение заканчивается не призывом, как послание "К Чаадаеву", а горьким вопросом. Поэт уже не так уверен в падении рабства, и надежда на приход свободы не столь решительна.

В стихотворении "Анчар", которое было написано Пушкиным в 1828 году, сопоставляются зло человека и зло природы. Первой частью произведения является описание сухой, почти безлюдной пустыни и растущего посреди нее анчара - дерева, несущего смерть. Анчара избегает все живое, он - "один во всей Вселенной". Однако властелин посылает к анчару своего слугу, нарушая тем самым закон природы. Неограниченная власть одного человека над другим оказалась гибельной не только для раба, но и для многих соседних народов:

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы.

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Стихотворения "К Чаадаеву" и "Анчар" были написаны до выступления декабристов на Смоленской площади. Эти произведения были известны среди восставших. В стихотворении "Деревня" одна строка была даже изменена декабристами. Во многих их списках она выглядела так: "И рабство падшее, и падшего царя". Наверное, вольнолюбивая лирика Пушкина укрепляла решимость восставших, придавала им уверенности в правоте своего дела.

Свободолюбивая лирика Пушкина нравится мне чуть меньше, чем его повести и романы. Из его общественно-политических произведений мне запомнились "Анчар" и "Деревня".



Hosted by uCoz