Природа в лирике Б. Пастернака
До Пастернака природа давалась
через человека. У Пастернака
природа - без человека, человек
присутствует в ней лишь
постольку, поскольку она выражена
его, человека, словами.
М. Цветаева.
Наверное, каждый поэт хотя бы в одном из своих стихотворений обращался к теме природы. Пейзажные зарисовки или описания природных явлений могут служить самым разным целям: вызывать у читателя радость или тоску, волновать или успокаивать его, помогают донести мысль автора или заставляют задуматься самого слушателя. Но в одном большинство писателей схожи: используя описание природы как литературный прием, они невольно обособляются от нее. Иначе дело обстоит с Пастернаком.
В стихах Бориса Леонидовича голосом поэта говорила жизнь. С ним вступали в общение, одушевляясь, предметы и явления окружающего мира, и прежде всего - мира природы:
Меня деревья плохо видят
На отдаленном берегу,
или
Она шептала мне: "Спеши" -
Губами белыми от стужи (о зиме).
Человек, в свою очередь, также целиком вписывается в этот мир, становясь его неотъемлемой органической частью:
Ты из семьи таких основ,
Твой смысл, как воздух, бескорыстен,
Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья.
Вообще, у Пастернака искусство зарождается в недрах природы. Поэт - лишь соучастник. Потому-то у Бориса Леонидовича почти нет собственно пейзажной лирики: то, что воспроизводится в стихах, не увидено или придумано, а прочувствовано.
В поэзии Пастернака проявляется особый характер образа природы. В его произведениях мы не встретим литературного пейзажа (в привычном смысле этого слова) или простого приема олицетворения, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами и качествами одушевленных. Будь так, мы не ощущали бы явления природы как живые. У Пастернака же они обладают свойствами живых существ, но не по воле человека, а сами по себе. Например, лес, подающий весной крепнущие реплики, или мужающий парк - это не традиционные метафоры ежегодного пробуждения всего живого, где главным объектом изображения все равно оставался бы человек. Природа у Пастернака наделяется свойствами равноправного с поэтом субъекта, она становится действующим лицом, лирическим героем, а не пассивным предметом описания:
Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.
Здесь солнце и рассказчик - два равнозначных начала, они всматриваются друг в друга. Что же это: пейзаж или рассказ поэта о своем восприятии холодного утра поздней осени? Любой из двух возможных ответов будет верным, хотя необходимы оба одновременно.
Чаще, однако, два этих плана - изобразительный и выразительный, описание и лирика - неотделимы. Именно в этом наиболее отчетливо обнаруживается своеобразие лирики Пастернака.
Так, в стихотворении "Все сбылось" изображается лес ранней весной. "Пустующий березняк" предстает здесь "как неготовая постройка", сквозь которую поэт видит "всю будущую жизнь насквозь". Взору и слуху открывается даль, причем и зрение, и слух здесь особенные. Это свидетельствует о кровной близости поэта миру.
Открывающееся рассказчику пространство стремительно расширяется, и все встречающееся здесь воспринимается как приметы места, в котором человек чувствует себя своим. Герой стихотворения предстает не соглядатаем природы, а ее частью: он вместе с лесом переживает радостное состояние весеннего пробуждения к жизни.
Ощущение родства со всем миром (частью которого является природа), способность в быте видеть его начала закономерно ведут Бориса Пастернака от прежней усложненности к "неслыханной простоте" поэтического стиля:
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.