Проблема

духовной свободы личности в драме

А.Н. Островского "Гроза"

В этой [Катерины] личности

мы видим уже возмужалое, из

глубины всего организма

возникающее требование права и

простора жизни.

Н.А. Добролюбов.

Духовная свобода личности - это право каждого человека жить в согласии со своим мировоззрением, эстетическими идеалами и жизненным опытом. Только при наличии этой свободы человек становится неповторимым, ни от кого не зависящим и может полностью раскрыть свои возможности. Если же свобода личности отсутствует, то есть человек кем-то духовно порабощен, он либо становится безвольным существом, марионеткой в руках того, кто его поработил, либо пытается вырваться из этого плена, снова стать свободным. Иногда случается так, что эта борьба за право жить в согласии со своими идеалами продолжается до тех пор, пока порабощенный не гибнет. Именно такой случай описывается в драме Островского "Гроза", где главную героиню (Катерину) пытается духовно поработить весь окружающий ее мир самодуров ("Темное царство").

Катерина - молодая женщина, живущая в доме мужа, которого она не любит, а лишь жалеет, с его сестрой и матерью. Домашние относятся к ней по-разному. Муж Тихон любит Катерину, но гнет, под которым он вырос, "изуродовал" его. Даже в отношениях своих к жене он служит покорным орудием матери. Я полностью согласен со словами Добролюбова: "... из подобных людей и замашек никогда и не могло, и не может ничего выйти".

Варвара, вроде бы, тоже любит Катерину, но почему-то опускает глаза, когда признается в этом; зная, что будет, если об измене узнают, все же подталкивает к ней Катерину.

Главный человек в семье - Кабаниха. Именно из-за нее Катерине так плохо и неуютно в доме мужа. Невестку Кабаниха изводит незаслуженными упреками и придирками, "ест ее, как ржа железо". Катерина, тем не менее, терпит; она готова вынести все, что не противно самой ее натуре. Характер главной героини дает себе знать только тогда, когда обвинения становятся особенно обидными: "...за что ж ты меня обижаешь? Напраслину-то терпеть кому ж приятно!"

Но почему все-таки Катерина стала такой свободолюбивой личностью, почему не превратилась, как большинство жителей Калинова, в безропотное существо, потакающее всем прихотям самодуров? Очевидно, сильный, вольнолюбивый характер ее образовывался с раннего возраста. Она рассказывает Варваре о своем детстве так: " Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле... что хочу, бывало, то и делаю". Катерине не навязывались чужие взгляды, она была предоставлена самой себе, все воспринимала по-своему. Именно поэтому в церкви она видела, "будто ангелы... летают и поют", а по ночам ей снились "или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные". Если бы не было у Катерины такого детства, если бы ее, как Тихона, воспитывал какой-нибудь деспот, она, конечно, не стала бы такой, какая есть.

Катерина - человек, придерживающийся во многом новых взглядов, за что ее ненавидит Кабаниха. Эта "кулак-баба" чувствует, что ее время безвозвратно уходит, и безуспешно пытается остановить это. Она, например, "хоть ты ее всю золотом осыпь", близко не подойдет к железной дороге, а люди, не обращая внимания на все ее проклятия, все чаще пользуются "дьявольским изобретением". Однако, если со всем народом Кабаниха ничего сделать не может, то уж в своем-то доме позаботится о том, чтобы старые порядки сохранились как можно дольше. Сына и дочь она пытается воспитать по ним, а вот с невесткой ничего не выходит. И Кабаниха хочет сломить ее, уничтожить. Аналогично ведут и чувствуют себя другие самодуры. Там, где правят, они либо не дают человеку развиваться духовно, либо, если он уже развит, набрасываются на него.

На фоне этого постоянного угнетения любовь Катерины к Борису мне кажется протестом против ущемления ее прав. Она, наверное, видит в приезжем молодом москвиче, который "порядочно образован", человека, близкого ей по духу. Она не обращает внимания на то, что Борис и сам покоряется самодурам, не осмеливается слово поперек сказать своему дяде, хотя понимает, что тот "прежде... надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего". Катерина, несмотря на это, любит Бориса, тем самым бессознательно стремясь к свободе.

Если бы в душе Катерины было только это стремление, она уехала бы с возлюбленным и, скорее всего, была бы счастлива. Но в ней живет и ответственность перед мужем, людьми, Богом. Она не может забыть и предать все это. Но и продолжать жить в "темном царстве", забыв все свои светлые устремления, Катерина тоже не способна. Из создавшегося положения она видит лишь один выход, воспользовавшись которым, не изменит своей натуре - смерть.

В своей драме Островский затронул злободневную проблему духовной свободы личности, но она актуальна и сейчас, она останется таковой и в будущем. Проблема эта вечна, ибо в природе человека заложено стремление к свободе, и всегда найдутся те, кто будет на нее покушаться. Катерина достойна того, чтобы с нее брали пример. Она - "свечка", которая горела в "темном царстве". Такие "свечки" есть и сейчас, и нужно беречь их, чтобы наш мир не стал абсолютно темным.



Hosted by uCoz