Композиция романа

"Герой нашего времени"

"Герой нашего времени"

представляет собою несколько

рамок, вложенных в одну

большую раму, которая

состоит в названии романа и

единстве героя.

В.Г. Белинский.

В отличие от большинства произведений, которые мы до сих пор изучали в школе (таких, например, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Ревизор" Гоголя или "Горе от ума" Грибоедова), события в "Герое нашего времени" не подчиняются строгой хронологической последовательности (те, о которых рассказано во второй части, произошли до описанных в первой). Роман, кроме этого, состоит из пяти отдельных повестей, объединенных одним героем. Две эти особенности и делают композицию данного произведения непохожей ни на одну другую. Смена рассказчиков позволяет нам увидеть Печорина глазами различных людей, в самых разных жизненных ситуациях. Благодаря этому каждый может составить свое мнение о главном герое и решить, является ли название произведения "злой иронией".

В повести "Бэла" мы впервые слышим о Печорине из рассказа штабс-капитана. По словам Максима Максимыча, Григорий Александрович - человек "с большими странностями, и, должно быть, богатый". Печорин здесь представлен в самом невыгодном освещении: он получает Бэлу, ничем не рискуя, - хитросплетения ума заменяют отвагу. Добившись любви черкешенки, Печорин вскоре охладевает к ней. Именно эта холодность и приводит к частым прогулкам Бэлы, а затем - к ее гибели. Главный герой, таким образом, косвенно виновен в смерти девушки.

В повести "Максим Максимыч", которая является второй в произведении, рассказчик сам встречает Печорина и описывает его разговор со штабс-капитаном. Максим Максимыч ради встречи бросает "дела службы для собственной надобности", Григорий Александрович же является с опозданием и явной неохотой, ведет себя холодно. И дело здесь не в том, что эти два человека принадлежат к разным слоям общества: для штабс-капитана все прошедшее мило, для Печорина - мучительно. Не понимая этого, Максим Максимыч обвиняет главного героя в сословном высокомерии: "Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара… Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…" Раздосадованный, штабс-капитан отдает записи Печорина рассказчику.

Вторая часть романа полностью состоит из этих дневниковых записей. Начинается она с повести "Тамань", в которой Печорин попадает в небольшой городок у моря. Здесь, подгоняемый любопытством, он вмешивается в дела нескольких людей, занимающихся контрабандой. Люди эти - безобидны и безвредны, вместе они счастливы. Это вмешательство не приносит им ничего, кроме горя. Но главный герой и сам раскаивается в этом: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!"

В повести "Княжна Мери" перед нами раскрывается внутренний мир Печорина. Мы узнаем о его желаниях, основных чертах характера. Вот, например, отношение Григория Александровича к любви: "… теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.."

"Фаталист" - заключительная часть романа. В ней у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Он бросает вызов не отдельному человеку или обществу, а самой судьбе - и побеждает.

В моих глазах, несмотря на многие отрицательные черты характера, Печорин рос на протяжении всего повествования. Мне понравилось то, что он не скрывал ни своих недостатков, ни своего мнения об окружающем мире. По-моему, за смелость, жажду неизведанного, волю - за все то, что отличает его от людей его поколения, Печорин достоин быть названным героем времени.



Hosted by uCoz