Особенности композиции

стихотворения А. Блока

"Незнакомка"

"Незнакомка" не только одно

из лучших стихотворений

поэта, но и одно из

совершеннейших созданий всей

русской лирики.

А.В. Терновский.

Стихотворение А. Блока "Незнакомка" написано в 1906 году и входит во второй том "трилогии вочеловечивания" - том "антитезы", где лирический герой погружается в хаотический мир повседневности. Оно не одиноко в сборнике: ему очень близко другое произведение Блока - "Там дамы щеголяют модами", но, наверное, только "Незнакомка" известна каждому русскому человеку, одним своим названием вызывая в памяти строки: "И каждый вечер, в час назначенный..."

Одной из главных особенностей композиции этого стихотворения является его довольно четкая разделенность на три части.

Первая состоит из шести строф и начинается так:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Строки эти сразу же погружают читателя в удушливую атмосферу обывательских буден, пошлой действительности. Слова "по вечерам" подчеркивают регулярность происходящего и невозможность вырваться из заколдованного круга. Примечательно, что весна в "Незнакомке" - не символ жизни. Она, скорее, пропитана духом тления и разложения.

Оставшиеся пять строф еще более усиливают появившееся у читателя отвращение. Описываются "пыль переулочная", "испытанные остряки", которые гуляют "с дамами" не где-нибудь, а "среди канав", "лакеи сонные", "пьяницы с глазами кроликов". На улицах слышны "окрики пьяные", а над озером "раздается женский визг". Здесь и природа предстает в неприглядном виде: даже луна лишена привычного романтического ореола и "бессмысленно кривится", а весенний воздух "тлетворен", "дик и глух". Более того, сам главный герой показан безнадежным пьяницей.

Все это придает описываемой картине бытовую достоверность

Вторая часть стихотворения также состоит из шести строф и начинается со строк:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Она представляет собой очевидный контраст первой части. Здесь все возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно. Незнакомка может быть как реальной женщиной (в пользу этого говорят ее четкие приметы: "девичий стан, шелками схваченный", "в кольцах узкая рука", "шляпа с траурными перьями"), так и прекрасным сном, видением, которое является главному герою (к этой мысли склоняют более отвлеченные характеристики: "дыша духами и туманами", "и веют древними поверьями ее упругие шелка", за темной вуалью не видно лица). И разгадки нет – лишь намеки. Они представлены в системе символов, едва приоткрывающих замысел поэта ("и вижу берег очарованный и очарованную даль", "очи синие, бездонные, цветут на дальнем берегу").

Из всего сказанного видно, что главный принцип, определяющий композицию произведения – контраст. Именно в контрастных противопоставлениях реализуется конфликт между желаемым и возможным, идеалом и действительностью.

В "Незнакомке" противопоставление двух частей происходит на нескольких уровнях: образной системы, лексики, звуковой организации стиха и так далее (неизменным остается только ритмический рисунок – четырехстопный ямб). Сравним, например, звуковое оформление: после прочтения стихотворения вслух сразу становится видно, как нарочито нестройному звучанию первой части противостоит гармония и напевность второй.

Осталось сказать только о последней, третьей части. Она введена, как и вторая, повтором "И каждый вечер…", который, выполняя существенную композиционную роль, несет и большую смысловую, философскую нагрузку. С одной стороны, он как бы возвращает читателя к началу произведения, делая композицию кольцевой, с другой – подчеркивает, что духовность и бездуховность, пошлость и человечность, прекрасное и безобразное, добро и зло противостоят друг другу всегда, из века в век.

Главный герой, внешне, быть может, неотличимый от окружающих, на самом деле отчужден и одинок. Мир, рождаемый его фантазией, - это его "сокровище", дающее возможность спастись от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.



Hosted by uCoz